[ Вход ] Новости Форум Регистрация
О Союзе
Главное управление ЦБ РФ
Члены Союза
Рабочие комиссии
Информационные системы
Инфраструктура Союза
Правоприменительные проблемы
Сотрудничество и взаимодействие
Справочники

НОВОСТИ

24 сентября 2002 г.
Пермский банковский Союз направил письмо Губернатору Пермской области Ю.П.Трутневу с предложением провести встречу с представителями банков для обсуждения проблем банковского сектора Пермской области, возникающих вследствие применения ст. 40 НК РФ

№ 178 от 24 сентября 2002 г.

Губернатору Пермской области

Трутневу Ю.П.

Уважаемый Юрий Петрович!

Пермский Банковский Союз обращается к Вам от лица Пермских банков с просьбой о поддержке в связи с тем, что в Пермской области складывается массовая практика взыскания с банков налоговыми органами «недоимки по налогам» и применения штрафных санкций на основании ст. 40 Налогового кодекса РФ. Налоговые органы проверяют правильность применения цен по сделкам, совершенным банками в 1999–2000 годах, на соответствие их «рыночным» ценам. Банкам насчитываются недоимки по налогу, пени и штрафы в крупных размерах. К настоящему времени санкции применены к Пермским банкам - «Пермский банк развития», «Каури», «Экопромбанк», по некоторым банкам оформлены акты проверок, предусматривающие взыскание и применение санкций на основании ст.40 НК РФ, налоговыми проверками охвачены практически все Пермские региональные кредитные организации (исключая филиалы иногородних банков).

Объективный анализ ситуации и складывающейся практики показывает, что массовое применение к банкам финансовых санкций с использованием ст.40 НК РФ, осуществляется с нарушениями правовых норм, ущемляет права кредитных организаций и служит политическим либо финансовым целям фискальных органов, подрывая правовые и экономические основы деятельности и развития банковского сектора.

Положениями ст.40 НК РФ нарушаются принципы стабильности, определенности хозяйственной деятельности налогоплательщика. Нарушение этих принципов заключается в следующем. В условиях рыночной экономики цены сделок формируют рыночные цены, поэтому на момент заключения налогоплательщиком сделок, попадающих под налоговый контроль по ст.40 НК РФ, рыночная цена на момент реализации товара (работы, услуги) еще не сформировалась (не сложилась). Рыночную цену можно будет установить только лишь в будущем.

Налогоплательщик не знает и не может знать: по какой цене следует заключить сделку, чтобы впоследствии налоговый орган не доначислил налог и пени; будут с него в будущем взысканы доначисленные налог и пени или нет; сможет он доказать, что цена сделки для целей налогообложения является правильной или это будет оспорено налоговым органом; в каком размере будут взысканы пени (это особенно важно, если речь идет о крупных сделках).Между тем каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (это следует из ст.57 Конституции РФ; принцип закреплен в п.6 ст.3 НК РФ), а также то (исходя из действующего законодательства, а не решения налогового органа), правомерны его действия (бездействие) или нет.

Фактически налоговые органы получили возможность на основании своей субъективной оценки хозяйственных операций налогоплательщиков в досудебном порядке доначислять налоги и пени. При проведении налоговой проверки у любого налогоплательщика, как бы он не старался добросовестно и правильно соблюдать требования законодательства, может быть обнаружено нарушение - "неправильное" применение цен по сделкам для целей налогообложения.

В результате введения в действие ст.40 НК РФ возникла неопределенность в планировании хозяйственной деятельности организаций-налогоплательщиков, созданы препятствия для нормальной работы организации и управления ею (в частности, нет реальной возможности учета налоговых последствий хозяйственной деятельности кредитной организации). Согласно положений ст.40 НК РФ налогоплательщик должен заключать сделки по рыночным ценам (которые на момент заключения сделки невозможно установить) под угрозой возникновения неблагоприятных для него последствий (доначисления налога и пени). В то время как налогоплательщик обязан при ведении предпринимательской деятельности исходить из главной ее цели - извлечение прибыли, то есть руководствоваться рыночными интересами.

Права и свободы, а значит, и законные интересы граждан на получение прибыли провозглашены высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). В правовом государстве недопустимо, чтобы налогоплательщик при заключении гражданско-правовых сделок опасался непредсказуемых налоговых последствий этих сделок. Налогообложение не должно мешать гражданам и организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, в частности не должно заставлять отслеживать рыночные цены по официальным источникам информации (которые, к тому же, четко в нормативны актах не обозначены).

Вынуждая налогоплательщика заключать сделки по рыночным ценам, а значит, по уровню цен на ближайшей по отношению к продавцу (покупателю) территории (п.5 ст.40 НК РФ), законодатель подрывает основы рыночной экономики. Если все предприниматели при заключении сделок будут ориентироваться не на получение выгоды, а на некие усредненные цены, то их предпринимательская деятельность в этом случае теряет всякий смысл.

При применении налоговыми органами положений ст.40 НК РФ нарушены принципы равенства и всеобщности налогообложения.

Налоговый орган самостоятельно проверяет правильность применения цен для целей налогообложения и выносит решение о доначислении налогоплательщику налога и пени. Таким образом, от налогового органа, а не от единого для всех требования закона зависит, должен конкретный налогоплательщик платить или не платить налог и пени.

Применяя ст.40 НК РФ налоговые органы с одного налогоплательщика при "неправильном применении цен для целей налогообложения" удержат налог и пени, а с другого могут и не удержать. Таким образом, зачастую все будет зависеть от случая и желания налоговых органов проверить налогоплательщика и его контрагентов по сделке.

Считаем, что в ближайшее время, в угоду сиюминутным интересам налоговые органы могут начать проверки всех хозяйствующих субъектов региона относительно применения ст.40 НК РФ, что может принести значительный ущерб экономике области, инвестиционной привлекательности и уровню социально – экономического развития нашего региона.

Для защиты банковского сектора от неправомерных действий налоговых органов и масштабных финансовых потерь на региональном уровне просим Вас использовать политическое влияние Администрации Пермской области в органах государственной власти (включая Федеральное Собрание России) для приостановления применения статьи 40 НК РФ до рассмотрения вопроса в Конституционном Суде РФ.

Также, учитывая остроту проблемы в Пермской области, ставящей под угрозу возможность дальнейшего нормального функционирования банковского сектора региона, просим организовать встречу с Вами, Юрий Петрович, для обсуждения создавшейся ситуации и обеспечения возможности беспрепятственного оказания банковских услуг юридическим лицам и населению региона.

С уважением,

Директор Пермского Банковского союза

Ю.Ю.Миролюбов

« предыдущая следующая »
архив новостей »