О РАСЧЕТЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ (УБЫТКОВ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ЭМИТЕНТА
Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций рассмотрел письмо №81 от 13 мая 2002 года о расчете чистой прибыли кредитной организацией в целях раскрытия информации о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, и сообщает, что разделяет Вашу позицию относительно отсутствия четко регламентированной и адекватной методики расчета показателей, необходимых для определения существенности событий. В настоящее время Банком России ведется работа по данному направлению, предусматривающая как выработку основных методологических подходов, направленных на решение вопросов, возникающих у кредитных организаций при раскрытии информации на основании статей 23 и 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», так и внесение соответствующих изменений и дополнений в Положение Центрального банка Российской Федерации от 2 июля 1998 года №43-П «О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков». По существу вопросов, поставленных в Вашем письме, разъясняем, что Положение о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 августа 1998 года №32, не регулирует порядок раскрытия информации о существенных событиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитных организаций - эмитентов ценных бумаг. Поэтому кредитные организации должны руководствоваться положениями, закрепленными нормативными актами Банка России, а именно: Инструкцией Банка России от 17 сентября 1996 года №8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» в редакции Указания Банка России от 23 ноября 1998 года №417-У, Положением Центрального банка Российской Федерации от 2 июля 1998 года №43-П «О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков».
Кроме того, Письмом Банка России от 1 июля 1997 года №04-34-2-2/7-1581 предложена методика расчета основных показателей для целей раскрытия информации о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации - эмитента. Кредитные организации в рамках установленного порядка вправе корректировать методологический подход к расчету показателя чистой прибыли согласно изменениям, произошедшим законодательстве Российской Федерации (в том числе в налоговом регулировании), учитывая, что сведения о фактах, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов, направлены на обеспечение прозрачности финансовой деятельности эмитента в разрезе каждой сделки, способной оказать существенное влияние на экономическое положение эмитента, и не предполагает собой представление информации на периодической основе.
На Ваш запрос сообщаем.
Затронутая Вами проблема раскрытия финансовой и связанной с ней информации во исполнение Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон) является на сегодняшний день очень актуальной. Не случайно этот вопрос в настоящее время активно обсуждается участниками финансовых рынков. Следует отметить, что необходимость раскрытия подобной информации практически никем не ставится под сомнение. Тем не менее, технические аспекты формирования и публичного представления подлежащей раскрытию информации, бесспорно, требуют дальнейшего обсуждения и нормативного регламентирования. Что касается проблематики, затронутой в Вашем письме, то применительно к ней хотелось бы отметить следующее. Действительно, методика увеличения (уменьшения) чистой прибыли, влияния сделок на валюту баланса и т.п., отраженная в письме Банка России от 1 июля 1997 года № 04-34-2-2/7-1581 (далее - Письмо), не является безупречной. Нельзя не согласиться с Вашими соображениями касательно влияния на методику изменений действующего регулирования бухгалтерского учета и налогообложения, произошедших с момента издания Письма. Тем не менее, не совсем корректным представляется утверждение об отсутствии у банков права привнести в методику, описанную в Письме, собственные корректировки исходя из специфики функционирования банка (его бухгалтерской системы), изменений законодательства и т.п. В частности, применительно к распределению общебанковских расходов в Письме прямо говорится о том, что банки используют для такого распределения свой собственный порядок. В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что Письмо не отменено и продолжает действовать, полагаем, что для определения увеличения чистой прибыли и чистых убытков банков для целей раскрытия информации во исполнение Закона на сегодняшний день целесообразно использовать в качестве основы методику, закрепленную в Письме, скорректировав ее, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного банка, в части, не противоречащей требованиям действующего законодательства.
|